Что тут происходит? Это мне очевидно, а постороннему человеку не очень то. Исправлю свою ошибку.
Название у проекта в большей степени по причине известности спортивных ЗИЛ-112С в сети. И схожести компоновки.
Согласитесь, какой это был бы Москвич с большим V8? Или там, Победа. У них были иного рода двигатели в гоночных версиях.
Заодно свежи раны у народной памяти по сносу завода. Поэтому, пусть пока "зил", но по факту это нечто другое, окончательное название не придумано. Да и к заводу отношения нет.
Когда то, примерно в начале/середине 2000-х впервые захотелось создать свой автомобиль.
Особенно глядя, как отечественные проекты (и Myrussia в том числе) всё не взлетают и не взлетают, а душа просит, как говорится…
Если не можешь дождаться от других, сделай сам!
В голове проект стартовал давно, годы назад. Первые эскизы по кузову были где то в 2018-19-м, но ничем не закончились.
Непонятно было всё.
А главное, что с двигателем, откуда его брать, какой применять?! Варианты были, но совершенно не будоражащие. А варианты с применением заграничных агрегатов вызывали тошноту и скуку.
До 2020-го не было каких конкретных намерений создавать свой собственный мотор, пара мыслей "на будущее" не в счёт. Слишком фантастично для нынешней России.
В 2020-м в руки попали кой какие чертежи, давшие новую пищу для ума, и двигатель родился довольно быстро. И вот только после появления конструктива мотора, перешёл к работе со всей машиной. Ведь ощущение близкой доступности железа улучшает восприятие, меняется и мотивация.
А что за двигатель то?
Сложное и дурак спроектирует.
Процесс конструирования догоняли, появляющиеся новые технические требования.
Как то, применимость не только в этом конкретном гоночном авто, но и в любой гражданской технике.
Дешевизна. Казалось бы, какая ещё дешевизна, спортивный уникум и ничего не волнует.
Поверьте, это важно! Поэтому при проектировании компонентов учитывалось, как их будут пихать под фрезер, и сколько раз.
Форма должна быть продумана настолько, что литьё, как минимум блока должно получаться в обычной литейной мастерской.
Из литейных процессов гравитационное литьё самое простое и доступное, желательно ещё и без поднутрений, чтобы лить в кокиль. Отсутствие поднутрений = открытая рубашка. Мокрогильзовым делать?
А какие варианты, судари?
В формуле-1 мокрые гильзы используются успешно. Вдобавок растёт долговечность, не нужно выбрасывать блок после повреждений цилиндров.
Вариантов исполнения будет несколько.
Топовый вариант, с максимальным объёмом и более сложным ГРМ, с ГБЦ использующими новейшие российские патенты. Со сцеплениями с обоих концов блока. С сухим картером.
Вариант попроще, более короткоходный, слегка заниженным блоком, с максимально компактными и простыми головами, с одним маховиком.
То же, но в варианте для вездеходной и грузовой техники, с уменьшенным диаметром цилиндра и увеличенным масло-поддоном.
В двигателе по максимуму применены серийные компоненты. Пока что проприетарное это блок, головы, поршни, валы и меньшая часть ГРМ (в зависимости от типа исполнения).
Остальное есть в магазине, новое. Частично требующее механической обработки. Если толкатели с кольцами прям так встают, то гильзам нужна подрезка.
Использование серийных деталей означает и обратную совместимость. Т.е. сделав шатуны, например из титана, их можно будет ставить в классический Зил-130, некоторые размеры те же.
Маховик делается под стартерный венец газ-53, соответственно можно сделать и совместимое для грузовиков сцепление, которое естественно предполагается многодисковым.
То же и по всем вкладышам, прокладкам.
Теперь мысленно вернитесь в начало и подумайте над вариантом мотора, где уникальное всё, ничто ни от чего не взято, и ни во что постороннее не влазит.
Так, стоп, гильзы от трактора и остальное откуда то оттуда же. А как с этим набором получать хоть сколько нибудь выдающиеся показатели? А вот об этом как нибудь в другой раз, в рассказе о моей работе в период до 2020-го…
…
Первоначальный вариант исполнения привода распредвала:шестерня коленвала не показана
Прикинул звёзды:
Не понравилось, слишком большая звезда РВ.
Переделал, и…
Цепной привод, с промежуточными звёздами:
Легче натягивать, но увеличивается сложность конструкции.
Для одно-сцепного мотора можно спереди применить совсем небольшую звезду коленвала:
Отказ от шестерён привёл к облегчению всей конструкции на 12-15 кило. И сейчас вся сборка оценивается в пределах 250 кг.
Вообще, был трудный выбор, какой тип привода распредвала делать. С цепным хорошо тем, что цепи есть на каждом углу, в данный момент подходит цепь Морзе ЗМЗ-406 верхняя, на 80 звеньев.
Поначалу не хотелось менять высоту расположения распредвала, это увеличивало длину цепи, а вдобавок звезда РВ торчала выше блока, конечно можно и блок нарастить, зато минус компактность.
Но пристраивая направляющие толкателей, обнаружилось засечение штанг с ребром блока на флянце прилегания ГБЦ.
Можно было бы запроектировать вырезы, но не понравилось снижение прочности в следствие этого.
Аппетит приходит во время еды и подвинув на 5 мм, захотелось подвинуть ещё и ещё, в итоге РВ передвинулся выше весьма существенно и колодцы толкателей достают почти что до плоскости прилегания ГБЦ. Именно по этому и не останавливался
.
Теперь штанги получаются весьма короткими. Компоновка стала средневальной.
Облегчается возможность на будущее, делать полусферические КС в ГБЦ. Или 3-4-клапанные.
Перенос постели распредвала высвободил место для установки маслонасоса ЯМЗ-536 непосредственно к масляной галерее идущей продольно оси блока между валами.
Более лаконичного и близкого расположения придумать невозможно.
Маслогалерея и насос в изначальной компоновке, было тесно:
Маслонасос 536-го ЯМЗ хорош тем, что он героторный.
...
Техническое задание на двигатель включало требования:
Безнаддувный, с питанием АИ98 в рамках ЕВРО-5, превосходящий по отдаче любые атмосферные двигатели с этими же ограничениями.
Превосходящий большинство серийных турбо-моторов.
На спиртовом топливе и высокой ст.сж. — более мощный, чем турбо, доработанные энтузиастами.
Дешевле большинства серийных агрегатов.
Ремонтопригоднее.
Прочнее.
Проще.
Легче.