Основатель трезвеннического движения "союз утверждения сохранения трезвости"
Идеологическая основа - методы Г. Шичко,
"культурный алкоголизм причина которому запрограммированность людей на само-отравление"
Не пью/не курю заменяется на "свобода от самоотравления интоксикантами".
Курящий = самоотравляющийся табычными изделиями. И тому подобное.
На настоящий момент довольно активно расширяющаяся организация. С некоторыми догматами
Определение Различения, данное в его книге:
Из книги Зверева "трезво о политике":
Идеологическая основа - методы Г. Шичко,
"культурный алкоголизм причина которому запрограммированность людей на само-отравление"
Не пью/не курю заменяется на "свобода от самоотравления интоксикантами".
Курящий = самоотравляющийся табычными изделиями. И тому подобное.
На настоящий момент довольно активно расширяющаяся организация. С некоторыми догматами
Определение Различения, данное в его книге:
- ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ
ОТ ОСОБО ОПАСНОГО ВИДА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА:
24 24.ЖИЗНЬ НАЧАЛАСЬ С РАЗЛИЧЕНИЯИ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯВМЕСТЕ С НИМ
При отнимании Трезвости страдает прежде всего способность к
абстрактно-логическому мышлению. Центральное место в этом процессе
принадлежит различению.
В настоящее время очень мало внимания уделяется тому, что можно
назвать «способами мышления». Здесь можно говорить о логике,
философии, системном анализе, теории Альтшуллера и т. д. Но все эти
способы, приёмы мышления, если проводить аналогию с компьютером,
являются лишь «программным обеспечением». А РАЗЛИЧЕНИЕ является
в первую очередь ещё и физической способностью мозга к обработке
информации,
его
«физической
исправностью».
Понять
роль
РАЗЛИЧЕНИЯ в современной жизни яснее и полнее можно, если мы
75
обратимся к самым первоосновам жизни на Земле. Как зародилась сама
жизнь на планете Земля? Она началась с РАЗЛИЧЕНИЯ.
Земля во многом уникальна, и это для нас единственное место во всей
Вселенной, пригодное для жизни. Может, где-то и есть что-то похожее, но
находится это похожее так далеко, что малейшего практического значения
для нас не имеет совсем. Все эти разговоры о колонизации Марса, Луны не
более чем лепет младенца, только-только начинающего говорить и
постигать смысл слов. Друзья! Давайте решим сначала проблемы Земли!
Итак, различение!
Жизнь на Земле началась с того, что давным-давно ещё
не существо, но уже и не совсем вещество научилось
РАЛИЧАТЬ, где можно «подкормиться», а где среда
опасна, и научилось, соответственно этому различению,
двигаться в безопасную сторону. Это основной закон
Жизни. Вся последующая эволюция живых существ шла
именно по линии увеличения способности к различению.
Органы чувств. Без объяснений понятно, что, например, зрение
увеличивает шансы на жизнь. А его отсутствие уменьшает.
Картина жизни. Ползёт червячок по своим делам. Глаз у него нет.
Информации для РАЗЛИЧЕНИЯ мало. А вот у курочки глаза есть!
Курочка видит червячка, а червячок курочку нет. Курочка ускоряется, и
жизнь червячка закончена! Он даже не успел понять, что произошло.
Плата за несовершенство различения – сама жизнь!
Современная вычислительная техника творит чудеса! Машины видят,
слышат, танцуют, играют в шахматы и другие игры. Изготавливают
детали, собирают сами себя! И все эти чудеса происходят только потому,
что человек научил инертное вещество различать «нуль» и «единицу».
РАЗЛИЧЕНИЕ – основа выбора!
Человеку каждый день, каждую секунду приходится делать выбор и в
соответствии с выбором принимать решение. Идёт человек по улице. Что
тут сложного, и при чём тут выбор? А куда в следующую долю секунды
ногу поставить? Совсем небольшой, но выбор! А куда это человек
направится? Тоже выбор. На работу? Так ведь работу тоже нужно выбрать!
И специальность выбрать!
Водитель ведёт машину по трассе! Для многих это привычное дело. Но
ведь и здесь нас каждую долю секунды сопровождает различение! В
голове водителя существует эталон маневра, и он всё время сравнивает его
характеристики с текущей скоростью, положением на дорожном полотне и
76
т. д. Сравнение – основа обратных связей в автоматических системах, без
которых они не работают. А в основе сравнения лежит различение!
Мир двоичен (добро – зло, плохо – хорошо, тепло – холодно, сытно –
голодно, сыро – сухо, верх – низ и т. д.). Различение вносит в этот мир
порядок и понимание, что к чему относится.
Есть в нашей жизни такое явление как религия. Иногда говорят:
«Религия – опиум для народа!» – в общем и целом правильно говорят. Но
есть одно но. Если подходить к религиозным установкам с научных
позиций, то в некоторых религиозных положениях есть вполне научные
истины, добытые народным опытом. Например, в Исламе есть вполне
научное положение: «Каждый человек рождается со способностью к
различению, в которой обязан совершенствоваться всю свою жизнь!»
Сейчас роль этой нормы для жизни возрастает многократно.
Учёба, упражнения на совершенствование в РАЗЛИЧЕНИИ должно
войти во все учебные программы, в саму нашу жизнь.
Связь различения с отниманием Трезвости самая прямая, потому что
Трезвость напрямую связана с разумом. То есть с высшим творением
эволюции, которое выделило человека из животной среды. Разум дал
человеку способность к различению также высшей степени.
Отнимание Трезвости в первую очередь калечит разум, отнимает
высшие способности к мышлению, в первую очередь способность к
различению! Вдумайтесь: то, с чего началась сама жизнь на Земле –
способность к различению, отнимается вместе с Трезвостью. К чему это
приводит? Этот вопрос и рассмотрим на ряде примеров.
Про человека, который отравляется, часто можно слышать примерно
такие слова: «Совсем совесть потерял! Часто совершает аморальные
поступки! Ему неведомы нравственные ограничения» – и т. д.
В обычной жизни мало кто видит «механизм», почему так получается.
Ситуация проясняется, если мы увидим роль РАЗЛИЧЕНИЯ во всех
этих процессах. Для этого мы здесь дадим определения, что такое
нравственность, мораль, власть, политика, творчество, принятие решения и
его выполнение.
Отравления прежде всего отнимают высшие формы мышления,
связанные со способностью к абстрактно-логическому мышлению и
различению. Утрата или снижение способности к различению приносит
горькие плоды. Рассмотрим хотя бы часть из них.
77
25 25.РАЗЛИЧЕНИЕИ НРАВСТВЕННОСТЬ
Часто про человека, у которого отняли Трезвость, говорят, что он
потерял человеческий облик, стал безнравственным, «оскотинился».
Можно смело спорить в любой аудитории и победить с большой
вероятностью, что никто вам определения нравственности не даст.
А оно простое и содержит в себе как основу различение.
Нравственность – это способность человека различать в
сфере разума правду и ложь, а в социальной сфере добро
и зло и действовать в соответствии с итогами
различения в интересах созидания.
Дети на уроках Трезвости эту длинную формулу сократили. Они
говорят так: «Нужно жить, различая правду и ложь, и делать добрые дела!»
Вот уж, воистину, устами ребёнка глаголет истина!
А мы подведём ещё один итог.
Человека, у которого отняли Трезвость, обоснованно называют
безнравственным. Это не ярлык и не оскорбление, это точное научное
наблюдение. Причина понятна. Ушло различение добра и зла, правды и
лжи – и следом автоматически ушла нравственность.
Способность к различению уходит вместе с отниманием Трезвости.
Здесь можно задаться вопросом, а что, разве человек, живущий в
Трезвости, не может быть безнравственным? Совершать разрушительные
поступки? Творить зло? Может! Но это не значит, что у него отсутствует
различение. Простой пример – жизнь Гитлера. Говорят, что он был не
только трезвенником, но и вегетарианцем.
Слова, которые в своё время он говорил: «Я избавлю мир от такой
химеры, которую простодушные люди называют совестью!» – прямо
указывают, что он различал, где совесть есть, а где её нет, и делал всё,
чтобы отнять у людей совесть. Чтобы люди могли делать те злодеяния, что
творили фашисты, у них действительно нужно было отнять совесть прежде
всего.
Кто-то скажет: «Но это другая страна, другое время. Да и вообще
фашизм побеждён и разоблачён. Какое отношение высказывание Гитлера
78
может иметь к нам и в наше время?» Самое прямое, дорогие друзья! Самое
прямое. И касается оно всех и каждого! Свято место пусто не бывает!
Уходит совесть – один шаг, и приходит фашизм. Вспомните! Ведь это
знаково – германский фашизм, предпосылки для него возникли в пивных!
В настоящее время о морали и совести говорят мало. И многие люди не
понимают, как такие «отвлечённые» понятия могут повлиять на их личную
повседневную жизнь. И нам пора озаботиться: почему так мало говорят о
нравственности, совести, морали? Это основные скрепы жизни общества, и
они страдают от отнимания Трезвости. Все остальные потери связаны с
этой главной потерей, которая, ещё раз повторим, идёт от отнимания
Трезвости.
Этот вопрос становится ещё более понятным, если мы рассмотрим, что
такое мораль.
26 26.МОРАЛЬИ РАЗЛИЧЕНИЕ
Многие слышали слова «аморальный тип», «аморальный поступок».
А спросите у человека, который это сказал: «Милый человек! А что такое
мораль?» Практически каждый от такого вопроса смутится и испытает
затруднение с ответом. А что имеет в виду человек, когда говорит: «Да
хватит мне мораль читать»? Может, через такое отношение люди и забыли,
что такое мораль? Нужно вспомнить!
Вообще слово мораль в глубине народа долгое время отсутствовало
совсем. В ходу было понятие совести и связанное с ним понятие стыда.
Чувство стыда воспитывалось с самого раннего детства и было тесно
связано с пониманием справедливости, честности, порядочности,
нравственности. Над народом было государственное устройство, которое
устанавливало свои законы. Люди это тоже знали, и у них в ту далёкую
пору было различение. В народе говорили: «До бога высоко, до царя
далеко», а потому – жили по совести.
Что же это такое совесть? Тут всё относительно просто, если спросить
об этом само слово. СО-ВЕСТЬ. Приставка «со» говорит о соединении (со-
чувствие, со-жаление, со-бор, со-гласие…).
«Весть» – это какая-то информация. Мы говорим известие, весточка,
когда речь идёт о короткой новости. Есть ещё одна ассоциация, что
возникает от слова «весть»: вести за собой, задавать направление
79
движения. Но, чтобы «вести за собой», нужно знать, куда вести. То есть и
эта ассоциация тесно связана с информацией.
А в целом совесть – это совокупность правил, совместно выработанная
людьми, которой люди добровольно следуют и тем организуют свою
совместную деятельность, которая выгодна и устраивает всех. Жить не по
совести – это значит серьёзно нарушать порядок самой жизни, это всегда
чревато плохими последствиями и для того, кто живёт не по совести, и для
остальных людей тоже. Возможно, отсюда идёт выражение: «Паршивая
овца всё стадо испортит!»
Но над людьми есть ещё государственная надстройка, которая издаёт
законы, по которым тоже нужно жить. Законы эти могут быть выгодными
для людей, а могут быть и невыгодными, и даже разрушительными. В
целом полная картина управления поступками и жизнью людей
складывается из того, что предписывает совесть, и того, что предписывают
законы. Понимая это, теперь мы можем дать и определение морали.
Мораль – это совокупность законов писаных (государственной
машиной писаных) и неписаных (это понятия совести, они в общественном
сознании находятся), которые регулируют отношения между людьми.
Без пояснений будет короче.
Мораль – это совокупность законов
писаных и неписаных, которые регулируют
отношения между людьми.
В контексте же нашего разговора можно сказать и так: мораль – это
правила жизни, движения народа к идеалам.
А при чём здесь различение? Давайте посмотрим. С одной стороны, есть
мораль, а с другой – жизнь во всём её разнообразии. И вот она, база для
различения. События жизни, свои действия человек всё время проверяет на
соответствие моральным установкам, а это сравнение и есть различение.
Один человек ударил другого по лицу. В моральных установках такого
не прописано, чтобы один человек другого бил по лицу. Различение
сработало. Далее различение углубляется. А почему это так вышло?
Добываются факты. Факты сравниваются уже более детально с
положениями закона, а это различение. Далее может возникнуть и такая
ситуация: по закону бить нельзя, а вот по совести даже нужно в морду
нахалу дать. Девушка, защищая свою честь, врезала подлецу по полной,
при всех. Различение и мораль тесно связаны между собой, когда дело
касается практики жизни.
80
По закону могло быть одно, а совесть очень часто диктовала другое.
Совесть часто нивелировала драконовскую сущность государственных
законов. На эту тему тоже есть народное наблюдение, и звучит оно
примерно так: «В России суровость законов смягчается необязательностью
их исполнения».
То есть жизнь людей в государстве регулируется через два канала:
– Через законы, что выработаны «государственной машиной», «законы
писаные». Их легко увидеть и познакомиться с ними. Они издаются.
– И законы совести. Они вырабатываются народом и закрепляются
даже в чувствах. Нарушаются законы совести, и человеку, у которого
совесть есть, становится стыдно.
И здесь становится понятным, что человек может поступать
безнравственно, то есть вопреки совести, если так велят и жестко
принуждают к этому «законы писаные». Или, как ещё иногда говорят,
«есть логика намерений, а есть логика обстоятельств». Часто свои
поступки безнравственные, бессовестные люди оправдывают этими
«необоримыми обстоятельствами».
Есть и связь, взаимовлияние законов писаных и неписаных. Ещё
Цицерон говорил: «Хочешь изменить мораль общества – измени его
законы». Если мы знаем определение морали, то нам сразу понятен смысл
этого утверждения. Законы писаные входят в определение морали.
А влияет ли совесть (законы неписаные) на законы писаные? Да, влияет!
Только здесь есть одна тонкость. Попробуем её пояснить. В этом случае
совесть народная должна быть мощной. А что это значит? Мощная совесть?
А это значит, что подавляющее число людей твёрдо знают, как должна быть
устроена та или иная сторона жизни, и готовы это устройство жизни твёрдо
отстаивать. Говоря языком современных политтехнологов, люди должны
быть способными чётко, «додуманно до самых корней» понимать
социальный заказ, то есть уметь доказать и отстоять свою систему взглядов
в любой обстановке и любой аудитории. И таких людей, твёрдо стоящих на
своих позициях, должно быть много. Желательно подавляющее
большинство. Вот тогда и законы писаные будут составлены по совести.
Есть прекрасная формула: каждый народ имеет такую систему
управления (власти), какую заслуживает. А что может заслужить народ,
если он отравляется? Если у него отобрали Трезвость? И он находится в
состоянии, о котором Л.Е. Попов сказал в своём исследовании так.
Напомним.
«Люди, отравляющиеся «культурно», «с умом», хотя внешне и
выглядят вполне благопристойно, являются в действительности той
средой, которая порождает и поддерживает такие явления, как
81
безынициативность,
инертность
мышления,
профессиональную узость взглядов, бюрократизм».
27 27.РАЗЛИЧЕНИЕИ ПОЛИТИКА
Сейчас со всех углов и экранов звучат предложения со словом
политика. Но интересный момент. Мало кто может дать определение этого
слова, этого понятия.
Сразу отбросим популистские определения, направленные на то, чтобы
отбить у людей желание вообще разбираться с этим понятием: «Политика
– грязная девка, спит с тем, кто сильнее или больше заплатит. Заниматься
политикой и не испачкаться – невозможно».
Истинное определение ПОЛИТИКИ очень простое. «ПОЛИ» обозначает
«много», а «ТИКА» от слова «интерес». В целом получается
«многоинтересие». Отсюда рукой подать и до настоящего определения
ПОЛИТИКИ.
Политика – это процесс по выявлению
и различению (разделению) интересов.
Отсюда понятно и то, кто такой ПОЛИТИК. Это человек, умеющий
профессионально выявлять и РАЗЛИЧАТЬ интересы. Политик – это
профессионал, имеет образование по профилю. У него целый арсенал
специалистов, учреждений, технических и финансовых средств для
изучения общественного мнения, например.
Вы уже обратили внимание, что слово различение в определении
политики центральное. Убери различение, и политика как процесс
прекращается.
А к конкретному человеку определение политики как-то относится?
Относится, да ещё как относится!
У любого живого человека есть интересы. Знает человек, что такое
ПОЛИТИКА или не знает, согласен он с приведённым определением или
не согласен, понимает его или не понимает, но истина всё же в том, что
любой человек имеет интересы, которые ему дороги и которые он
82
пытается отстаивать, а это значит, что любой человек – стихийный
ПОЛИТИК.
Если человек не может или не желает отстаивать свои интересы, это
обозначает, что такой человек болен, и тогда ему общество для защиты его
интересов назначает опекуна. Назначается опекун и тогда, когда человек
мал по возрасту и остался без родных и близких. Без защиты интересов
жить нельзя.
Вот почему слова: «Я политикой не занимаюсь!» – логический абсурд,
полная смысловая и практическая нелепость! Такое равносильно
заявлению: «А плевать я хотел на свои интересы!»
Да! А Трезвость-то, Трезвость здесь при чём?! Отнимание Трезвости
лишает человека и способности к различению. Человек, у которого отняли
Трезвость, а значит и РАЗЛИЧЕНИЕ, по этой причине не может отстоять
свои интересы. Он лишён возможности их видеть и различать. Его легко
увести в сторону и навязать ложные интересы и потребности. С
возвращением Трезвости возвращается способность к различению, и, как
следствие, человек становится неплохим политиком, хотя бы в пределах
своих интересов. А это уже очень многое даёт по жизни.
Здесь не грех вспомнить и ленинское утверждение: «Люди до тех пор
будут глупенькими дурачками, пока не научатся видеть в течении
реальных событий реальное течение реальных интересов».
Чтобы видеть интересы и их течение, нужно различать их проявления в
жизни. А для этого, прежде всего, нужна Трезвость.
28 28.РАЗЛИЧЕНИЕИ ВЛАСТЬ
В текущее время очень часто можно слышать слово «власть». Власть
ругают, на власть надеются…, но что такое власть?
Этому слову, этому понятию определение вообще не дается. Как бы
подразумевается, что значение этого слова общеизвестно. Потому часто
можно услышать образные выражения, достаточно нелепые по своей сути,
если в них вдуматься. Например, говорят о «взятии ВЛАСТИ в руки», о
«ветвях ВЛАСТИ», о том, что «ВЛАСТЬ заехала в тупик».
У многих при слове ВЛАСТЬ возникает образ длинных коридоров и
дверей с табличками или полиции с дубинками и т. д.
Вот и получается, что каждый понимает это слово по-своему, каждый
даёт ему своё определение, в итоге – всеобщая неразбериха. Люди, как при
вавилонском столпотворении, не понимают друг друга в этом вопросе.
Непонятными и странными на этом фоне выглядят призывы типа: «Нужно
взять власть!», «Основной вопрос – это вопрос взятия ВЛАСТИ». Это как в
сказке получается: «Сделай то, не знаю что, пойди туда, не знаю куда!»
Без определения, что такое власть, вообще трудно понять, как эта самая
ВЛАСТЬ повседневно, буднично осуществляется, как она организует
людей, и когда она начинает уходить с правильного пути, и как научиться
вовремя ее останавливать или поправлять.
«При власти» всегда видно каких-то людей, которые распоряжаются,
отдают какие-то приказы, объясняют планы, к чему-то принуждают и т. д.
Потому многие «людей при власти» начинают считать самой властью.
Это ошибка, и она дорого обходится и тем, «кто при власти», и
«простым гражданам». Потому что здесь происходит перераспределение
внимания с процесса на личность, что находится в должности. А это тупик,
в котором процессы точно не увидать. И, как следствие перехода на
личность, размышления о процессе, то есть о самой власти, на этом
прекращаются. Определение же власти простое и позволяет всё расставить
по своим местам.
Власть – это процесс по удовлетворению
выявленных интересов, который осуществляется
с помощью правил движения денежных потоков.
Чьи интересы удовлетворяются, тот и у ВЛАСТИ, тот и имеет
возможность выстраивать нужные для этого ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ. Обратите внимание на то, что и здесь
присутствует РАЗЛИЧЕНИЕ (чьи интересы удовлетворяются?), значит,
различать интересы и на этом этапе нужно.
Лишний раз подчеркнём – и в определении политики, и власти
РАЗЛИЧЕНИЕ является центральным. Отнимание Трезвости отнимает
способность к различению со всеми печальными последствиями.
84
29 29.РАЗЛИЧЕНИЕИ ТВОРЧЕСТВО
Вот время настало! О творчестве мало говорят, а если и говорят, то
обычно лишь в контексте разбора творчества артистов, композиторов и
т. д. Часто само слово творчество заменяют чужим словом креативность.
А это разные вещи. Креативность – это скорее оригинальничание. А
творчество – это совсем другое.
Творчество – это умение решать задачи,
способа решения которых ты не знаешь.
Этому умению можно и нужно учиться.
Иногда говорят: «Человек набрался жизненного опыта!» Что это
значит? В жизненный опыт, наравне с полученными знаниями и навыками,
входит и научение творчеству. В процессе творчества человек генерирует
много различных вариантов применительно к различным условиям. Видеть
их все, оценивать по достоинству – для этого нужно уметь их сравнивать.
А процесс сравнения органично связан с различением.
Творчеству можно и нужно учиться. А что может этому помешать?
Снова вспомним слова Л.Е. Попова:
«… Люди, отравляющиеся «культурно», «с умом», хотя внешне и
выглядят вполне благопристойно, являются в действительности той
средой, которая порождает и поддерживает такие явления, как
безынициативность,
инертность
мышления,
профессиональную узость взглядов, бюрократизм…»
Если у человека отняли Трезвость, и он отравляется, то шансы
научиться творчеству стремятся к нулю, наступает инерция мышления.
Трезвость создаёт надёжные предпосылки для овладения совершенным
различением. Различение позволяет творить во всех областях: и
технической, и политической, в области разных наук, в управлении
производством и страной. Творческий созидательный потенциал трезвого
народа очень высок! Образно говоря, творчество – это различение, выбор
направления действий в потёмках неизведанного. Трезвость позволяет в
85
этих условиях держать направление, потому что в Трезвости прежде всего
просматривается путеводная звезда – ИДЕАЛЫ.
Делаем по этому разделу общий вывод.
У человека отобрали Трезвость и вместе с этим у него отобрали или
принципиально снизили способность к абстрактно-логическому
мышлению. В первую очередь при этом страдает способность к
различению. Человек становится нерешительным. Теряет инициативу и
настойчивость.
С утратой или со снижением способности к различению страдают
нравственность, мораль, совесть, способность к творчеству, понимание
содержания законов, политики, власти.
Думаете: это все потери? Перечисление только начинается!
Основная цель нашей инструкции в том, чтобы ты, уважаемый
читатель, получил основные, центральные, узловые знания и
представления по теме Трезвости с тем, чтобы просвещать и других наших
людей, и чтобы мы совместными усилиями утвердили в нашей стране
Трезвость, и чтобы она сознательно сохранялась на веки вечные.
Теперь, зная определение морали, понимая, как она устроена, мы можем
чётко сформулировать, что нам нужно сделать для утверждения и
сохранения Трезвости в России. В России должна утвердиться мораль
Трезвости.
Снова смотрим на определение морали.
Мораль – это совокупность законов писаных и неписаных, которые
регулируют отношения между людьми.
Мы говорим о морали Трезвости. Для её утверждения нужны «законы
писаные». С этой стороны у нас есть чёткий, до конца продуманный
социальный заказ, и в нём как раз и содержится всё, что нужно для
написания законов «писаных». Это наше дополнение в Конституцию и
Программа «Трезвость – воля народа!».
А вторая составляющая морали Трезвости – это «законы неписаные».
Это то, что мы все должны знать о Трезвости. Нужна всеобщая ликвидация
безграмотности в этом самом важном для жизни знании. Поэтому в
трезвом движении и появился такой лозунг: «Стань народным учителем
Трезвости!» А наше повествование, наша инструкция – это как букварь для
начинающих изучать грамоту. По букварю заучивают буквы алфавита,
начиная с буквы «А», а в нашем «букваре-инструкции» первой буквой
будет определение Трезвости.
86
Из книги Зверева "трезво о политике":